|   
 Основные составляющие системы профилактики наркомании в школе  
  
  Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом. 
  Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков). 
  Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями и т. д.). 
  Медицинский работник ОУ обеспечивает активную работу медицинского кабинета в школе – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба). 
  
  Социальный педагог несет ответственность: 
за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов; 
· организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи; 
· систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска). 
  Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях. 
  Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы. 
  Правоохранительные органы: 
· работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ; 
· осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании; 
· организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ. 
  Семья. 
Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому, одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя: 
· проведение бесед; 
· родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка, воспитания и антинаркотической профилактической работы; 
· организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы; 
· работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи; 
· семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии реабилитации; 
· оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения; 
· консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации. 
  Значение системы работы школы по профилактике наркомании: 
1) воспитание подрастающего поколения в духе непринятия наркотических веществ; 
2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения; 
3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом; 
4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной; 
5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми. 
  
   |